Авторы |
Федосеев Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры математики, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова / ул. Гагарина, 1а/11), fedoseev_vik@mail.ru
Родионов Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой алгебры и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), do7tor@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Сочетание инновационных подходов с классически-ми традициями стало императивом реформ современного инженерного образования. Поиск новых методов обучения актуализировал историко-педагогические исследования в этой области. Цель работы – показать актуальность имеющихся исторических материалов при рассмотрении проблемы интеграции инженерной и математической подготовки в техническом вузе.
Материалы и методы. Задачи исследования выполнялись на основе исторических источников, работ по истории инженерного и математического образования, тенденций развития профессионального образования. Были использованы метод историко-педагогического исследования, аналитический метод.
Результаты. Показано значение проблемы интеграции математики с инженерными науками в современном техническом образовании. Проанализированы существовавшие методы решения проблемы интеграции в истории инженерного образования, выделены основные дидактические принципы преподавания математики инженерам. Обнаружены значимые для педагогической науки и практики параллели истории и современности, показана актуальность рассматриваемых методологических подходов.
Выводы. Несмотря на применяемые инновации, педагогика инженерного образования всё-таки должна строиться на классических традициях, сложившихся в XIX и укрепившихся в начале XX в. Применительно к решению проблемы интеграции математической и инженерной подготовки историко-педагогический подход позволяет сформулировать концептуальные основы преподавания математики инженерам, даёт примеры методики их практической реализации. В этом смысле использование историко-педагогического метода оправ¬дано и целесообразно.
|
Список литературы |
1. Мрочек, В. Педагогика математики. Исторические и методические этюды / В. Мрочек, Ф. Филиппович. – СПб., 1910. – 384 с.
2. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача / Г. Фройденталь. – М. : Просвещение, 1982. – Ч. 1. – 208 с.
3. Болибрух, А. А. Воспоминания и размышления о давно прошедшем / А. А. Болибрух. – М. : МЦНМО, 2013. – 128 с.
4. Федосеев, В. М. Математика в истории инженерного образования: поиски оснований интеграции с инженерными дисциплинами / В. М. Федосеев. – Пенза : Изд-во Пенз. гос. технол. ун-та, 2015. – 186 с.
5. Родионов, М. А. Роль математического образования в формировании иннова-ционной активности будущего врача / М. А. Родионов, П. Г. Пичугина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (30). – С. 219–227.
6. Тимошенко, С. П. Инженерное образование в России / С. П. Тимошенко. – Люберцы : Изд-во ВИНИТИ, 1997. – URL: http://www.emomi.com/download/timoshenko_obrasovanie/
7. Крылов, А. Н. Собрание трудов / А. Н. Крылов. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1936–1956. – Т. 1, ч. 2. – URL: http://ilib.mccme.ru/krylov/
8. Вентцель, Е. С. Методологические особенности прикладной математики на современном этапе / Е. С. Вентцель // Математики о математике. – М. : Знание, 1982. – С. 37–54.
9. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М. : Наука, 1983. – 560 с.
10. Выгодский, М. Я. Возникновение дифференциальной геометрии : вводная статья к книге / М. Я. Выгодский // Приложения анализа к геометрии / Г. Монж. – М. ; Л. : ОНТИ, 1936. – С. 12–70.
11. Клейн, Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии / Ф. Клейн. – М. : Наука, 1989. – 456 с.
12. Бугаев, Н. В. Математика как орудие научное и педагогическое / Н. В. Бугаев // Математический сборник. – 1868. – Т. 3, № 4. – С. 183–216.
13. Философия техники: история и современность. – М. : ИФ РАН, 1997. – 283 с.
14. Рыжов, В. П. Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования / В. П. Рыжов // Открытое образование. – 2005. – № 5. – С. 80–84.
15. Сапрыкин, Д. Л. Инженерное образование в России: история, концепции, перспективы / Д. Л. Сапрыкин // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 125–134.
16. В Казани обсудили глобальные вызовы инженерного образования // Вузовский вестник. – 2013. – № 20 (188). – С. 1, 8, 9.
17. Всемирная инициатива CDIO : материалы для участников Междунар. семинара по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования / под ред.
Н. М. Золотарёвой, А. Ю. Умарова. – М. : Изд. дом МИСиС, 2011. – 60 с.
18. Арнольд, В. И. Математика и физика: родитель и дитя или сёстры? / В. И. Ар-нольд // Успехи физических наук. – 1999. – Т. 169, № 12. – С. 1311–1322.
19. Арнольд, В. И. О преподавании математики / В. И. Арнольд // Успехи матема-тических наук. – 1998. – Т. 53, № 1. – С. 229–234.
|